Главная | Регистрация | Вход
Алтайская краевая федерация Айкидо
Оглавление
Новые статьи сайта
Айкидо-печать тайны. Концепция Айки. 
В потоке «истинной традиции» 
Интервью со Стефаном Бенедетти 
Новые файлы сайта
Первое БО-ката. Жерар Блэз
Айки-тактика в повседневной жизни /Т. Добсон, В. Миллер.
Искусство японских мастеров меча
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Категории раздела
Наши статьи [3]
Периодические издания об Айкидо [6]
Периодические издания и СМИ об Айкидо
Главная » Статьи » Статьи » Периодические издания об Айкидо

"Айкидо как психолого-педагогическая технология поддержки развития детей младшего школьного возраста" (А.К. Дьяков)

Мир психологии» №4, 2007г. стр. 202-209

Раздел: Здоровье младшего школьника

Дьяков А. К.

Айкидо как психолого-педагогическая технология поддержки развития детей младшего школьного возраста

Всякий раз, когда я двигаюсь, это — Айкидо.

Морихей Уэсиба

В решении проблем развития современного человека и его культуры во все большей степени осмысливается важность целостного подхода к его позна­нию, значимость понимания и учета взаимообусловленности, взаимодейст­вия в его развитии общефизиологических, психофизиологических, психоло­гических, физических, экономических, социальных и других факторов, что приобретает особую остроту в организации образования в наше сложное кри­зисное время, характеризующееся, в частности, неустойчивостью состояния общества, напряженностью, противоречиями и т. д. Эти обстоятельства ока­зывают огромное влияние на человека и, прежде всего, на растущее поколе­ние, вызывая эмоциональное напряжение, стрессы, физические срывы, свя­занные как с общими сложностями развития общества, экологической ситуа­цией и т. д., так и конкретно с организацией учебной деятельности, где еще не отработаны в полной мере критерии нагрузки на детей с учетом, в частно­сти, мощного информационного фона. Реальные данные о физическом состо­янии современных школьников в этом плане вызывают тревогу.

Особенно заметны изменения в состоянии здоровья младших школьников. Это проявляется в снижении интереса (мотивации) детей к физическим упражнениям, происходит сокращение двигательной активности у первоклассников по сравнению с дошкольниками в среднем на 50 % [10].

В основе несовершенства и низкого статуса сложившейся системы физического воспитания детей лежит, в частности, отсутствие соблюдения принципа единства психического и физического развития, а также преемственности программ и соответствующих механизмов взаимодействия разных форм и сфер в единой системе образования (см.: [20] со ссылкой на В. П. Озерова [14] и А. А. Горелова [16]).

Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых детей, поступивших в 1-й класс, уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 %. Из них, по данным НИИ педиатрии (цит. по С. В. Хрущеву, см.: [23]), у 50 % детей 6—7-летнего возраста отмечены отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30 % детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около 70 % детей страдают от гиподинамии, по данным М. М. Семаго [17], от 30 до 50 % детей, поступающих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в нейропсихологическом развитии.

Данные о физическом состоянии школьников, в нашем случае младших школьников, можно было бы значительно увеличить, так же как можно было бы и перечислить Десятки называемых причин такого положения.

Но совершенно очевидно, что среди важнейших причин — несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей во всех детских учреждениях, и прежде всего в школе. Намечается четко выраженный крен в сторону «выборочной» работы с детьми со спортивными показателями, ориентации на кружки. Внимание к физкультуре как важному обязательному предмету культурного образования резко снизилось. Физкультурные парады, праздники, сборы и др., выступающие праздниками культуры и охватывающие всех детей с учетом их возможностей, значительно потеснены, вернее, вытеснены собственно спортивными мероприятиями. Упал интерес к физкультуре именно как культуре физического развития, культуре организации жизни человека. Она перестала быть престижной и оказалась потеснен ной спортом, развитие которого нужно, безусловно, активно приветствовать, однако при его тесной связи с развитием физической культуры детей.

Другой значимой причиной являются устаревшие подходы к организации культуры физического воспитания, отсутствие четко выстроенных систем, ранжированных схем, преемственности, направленности в разработке программ, ориентированных на современные технологии, новые научные достижения в медицине, психологии, новое понимание физической культуры в общей культуре человека.

И наконец, особо следует подчеркнуть практически отсутствие целостного подхода к воспитанию, в том числе физическому, что обусловлено недостаточным пониманием необходимости обеспечения глубокого взаимодействия и неразрывного единства психического, психофизиологического, физического компонентов развития физического воспитания.

Совершенно очевидно, что актуален многоплановый поиск путей решения проблемы физического воспитания на современном уровне. Эта задача в полной мере относится и к организации воспитания младших школьников.

По мнению В. К. Бальсевича [3], Л. И. Лубышевой и А. Н. Кондратьева [10], поиск, разработка и обоснование инновационных технологий и методик, построенных на спортивно-ориентированных формах организации физического и спортивного воспитания, расширенного применения нетрадиционных средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития ребенка, являются приоритетным научным направлением исследований в области физического воспитания младших школьников [9; 10].

Соглашаясь с приведенной позицией в целом и поддерживая ее, мы по­лагаем, однако, необходимость построения развернутых программ именно физической культуры, ориентированной не на спортивные формы, а на спортивные уровни при максимальном расширении форм, вариантов, видов такого построения, но в целостном процессе организации физического и спор­тивного воспитания. И в этом плане нетрадиционные формы физического воспитания могут сыграть важную роль.

На наш взгляд, обращение к такому нетрадиционному виду физической культуры, как айкидо, и введение его в систему занятий по физическому воспитанию дошкольников могут позволить разрешить ряд важных в таком воспитании проблем: не только обеспечить гармонизацию телесного (физического) и духовного (культурного), но и выступить в качестве мотивационной составляющей формирования потребности мышечного и эмоционального удовлетворения, а также условием развития психомоторики и функциональных возможностей и, наконец, воспитания личности и существенного повышения ресурсов здоровья младших школьников.

Айкидо возникло в 1931 г. как боевое искусство (будо). Однако айкидо коренным образом отличается от других видов единоборств. Основатель айкидо Уэсиба Морихей (1881 — 1969) создал уникальный стиль, где, помимо приемов самообороны, разработал особый «способ жизни», основанный на идее айки, и где обучение полагало воспитание, психологически направленное. Убрав все чересчур воинственно-агрессивные и ударные техники, он разработал уникальную, чисто «оборонительную» систему. Она сочетала в себе решительный настрой, соответствующее знание анатомии и физиологии, быстроту реакции [22]. Айкидо — это лишь часть давней альтернативной традиции боевых искусств, которая не только всегда сохраняла физический и эмоциональный потенциал, но и всегда основывалась на поиске духовной значимости боевых искусств. В этой традиции боевые искусства являются не способами побеждать противника или сохранять спокойствие в бою, а средствами просветления души [21].

Слово «айкидо» (ай — гармония, объединение; айки — гармония универсаль­ной духовной силы) может быть переведено на русский язык как «Путь Гармо­нии Духа». По выражению М. Рандома, айкидо — это, в сущности, подготов­ка состояния, в котором существуют особые отношения, позволяющие вам самовыражаться в движении. В этом движении нет агрессии, но, прежде все­го, союз и гармония между двумя партнерами. Морихей Уэсиба подчеркивал важность достижения гармонии между дыханием (ки) и телом (таи) в сочетании с природой, но в равной степени он делал упор и на гармонию между умом (сын) и нравственностью (ри). Если вы дышите правильно, если ваша поза ес­тественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа [18].

Айкидо — это, прежде всего, школа развития воли и нравственности. Для Морихея Уэсибы плохим было все, что противоречило понятию «аи»: ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать себя и других, тщеславие. Он мечтал о том, чтобы айкидо стало школой самосовершенст­вования, основанной на знании тела и ума. Все упражнения айкидо должны давать ученикам урок преодоления психологических и физических барье­ров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощуще­ние бодрости и гармонии с окружающим миром [22]. Одним словом, в сво­их характеристиках как особой организации движения айкидо заключает большие возможности активного действования на физическое, психиче­ское развитие ребенка, его эмоциональную сферу.

Айкидо как психолого-педагогическая технология поддержки развития детей младшего школьного возраста в системе физического воспитания опи­рается на структурно-функциональный, операциональный и мотивационный компоненты развития (по Б. Г. Ананьеву).

Структурно-функциональный компонент обеспечивает поддержку раз­вития ребенка с позиций развития морфофункциональных структур цент­ральной нервной системы и формирования психофизиологической готов­ности к обучению. И. М. Сеченов [19] утверждал, что все внешние проявле­ния мозговой деятельности во всем своем бесконечном разнообразии окон­чательно сводятся к одному лишь явлению — мышечному движению. Ак­тивное включение в айкидо движений крупных мышц тела и ног, динамиче­ский, а не «подсобный», статический характер их работы обеспечивают не­обходимые условия для формирования «мышечного депо» (структурных и энзимных белков) [8]. Во время занятий происходит становление двигатель­ного образа — «схемы тела» на основе формирования сенсомоторных комплек­сов, обеспечивающих согласованную целостную деятельность многозвенной биомеханической системы с огромным количеством степеней свободы и ориен­тировку в окружающей среде [7].

Разнообразные виды движений тела и конечностей, а также позы, исполь­зуемые в айкидо, активизируют «рефлексогенные зоны» и периферические нервные центры вегетативной нервной системы, стимулирующие активность вегетативных функций и рост функциональных  резервов организма ребенка [8]. Физиологами давно признан приоритет фактора созревания над обучени­ем, а генетическая обусловленность двигательных реакций оценивается от 49 до 83 %. Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребенка (Л. С. Выгот­ский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М. М. Кольцова и др.). Физические упражнения непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющи­ми в умственном развитии детей 5—7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь) [15]. Данный подход учиты­вает влияние состояния здоровья, при котором уровень морфофункциональ-ной (соматопсихологической) зрелости организма ребенка позволяет осуще­ствлять и поддерживать необходимый уровень двигательных навыков и ка­честв, в особенности тонких моторных координаций, атакже уровень физиче­ской и умственной работоспособности.

Операциональный (деятельностный) компонент имеет другую природу и детерминирован качеством деятельности ребенка, его жизненным опытом и способностями. Операциональный компонент, с позиции развития физиче­ской культуры ребенка, подразумевает формирование произвольности пове­дения, рост способности к общению, самооценке и потребности в них, а так­же активизацию мотивации обучения; в данном случае происходит освоение соответствующих приемов, способствующих выработке активности, иници­ативности, самостоятельности, ответственности, умения работать в паре, со­гласовывать свои действия с партнером, способности руководствоваться установленными правилами, умения работать в группе. Используемые в айки­до техники позволяют свести к нулю силы нападающего, но не за счет прило­жения своей собственной силы, а за счет искусного применения ускользания, особых движений тела и контрприемов, обращающих силу противника против него самого. Айкидо — это естественный способ снятия напряжений и за­жимов, это один из способов развития интуиции. В айкидо нет соревнований, большинство способов обучения айкидо, даже в школах с соревнованиями. имеет скорее характер сотрудничества, чем антагонистический: и бросающий, и бросаемый работают как партнеры, пытаются усовершенствовать свои дви­жения.

Высокий уровень развития операционального компонента рассматрива­ется как необходимый уровень актуального развития ребенка.

Мотивационный компонент тесно связан с формированием у детей млад­шего школьного возраста определенной позиции его Я в той ситуации взаи­модействия, которая складывается в процессе осуществления программы айкидо. Мотивация определяет направленность и селективность восприя­тия, являясь фактором индивидуального развития, влияет на различные пер­цептивные свойства. В основе активного овладения ребенком младшего школьного возраста новыми двигательными навыками и умениями лежит желание или необходимость освоить их для себя [4; 12]. Направленное пси­хическое воздействие превращает объективный стимул (мотив) в субъектив­ный [11; 12]. В этом плане учение П. К. Анохина о «функциональной систе­ме» как физиологической основе поведенческого акта, в котором основны­ми компонентами являются: мотивация, обстановочная и пусковая афферентация, память, приобретает важный смысл при разработке программ фи­зического воспитания (см.: [2. С. 17—62]).

Способность ребенка к самостоятельному решению двигательных задач в айкидо зависит как от его физической подготовленности, так и от его эмоцио­нальной и психической устойчивости [3], но именно занятия айкидо способст­вуют возникновению такой устойчивости.

Айкидо создает также благоприятные возможности для эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. С древних времен один из базовых принципов искусства будо может быть сформулирован следующим образом: «Начинайте с этикета и заканчивайте этикетом».

Этикет, которому учат в айкидо, — взаимоуважение, внимание к окружаю­щим, чистота — не вырабатывается насильственно за счет внушения или нака­зания. Этикет является естественным следствием обучения правильному си­дению в положении сэйдза и тренировки базы сувариваза (техники исполне­ния приемов, когда оба партнера сидят на коленях). «Правильное положение тела дает правильное направление разума» — это утверждение справедливо для каждого ученика, занимающегося айкидо. Воспитание этикета — важный аспект тренировки всех занимающихся айкидо. Развивая разум и тело, заня­тия айкидо ведут к совершенствованию личности, в данном случае растущего человека, школьника, и развитию в нем человечности. Дети обучаются не гру­бой силе, не насилию, а развитию «Ки» на основе тренировки тела и разума, которая постепенно создаст в их жизни уверенность, соответствующую само­оценку и чувство контроля [21].

Необходимо отметить, что физические упражнения в айкидо позволяют человеку перейти от самоощущения к осознанию физиологической струк­туры своего тела и управлению им [5]. В результате происходит соответству­ющее самопознание человека, которое реализуется в рамках общего позна­ния мира. Целенаправленность усилий при выполнении тех или иных фи­зических упражнений развивает такую категорию человеческого бытия, как воля. Волевой акт — усилие — является первым шагом приобщения к духовной культуре, а далее — к осознанию гармонии поведения, видению красоты, преодолению трудностей, организации своей жизнедеятельности и более глубокому пониманию себя.

Осуществляя соответствующие волевые целенаправленные усилия, че­ловек выходит на общий уровень требований физических умений, качеств и кондиций, выдвигаемых обществом. Овладение собой и волей, достигаемое

при выполнении приемов айкидо, позволяет человеку более гармонично вписываться в окружающий мир, а поэтому более глубоко понимать эстети­ческие категории, связанные с духовным развитием человека [24].

В соответствующей степени и, естественно, на соответствующем уровне и пространстве действия к айкидо могут приобщаться и дети младшего школьного возраста в доступной им форме его освоения, ориентированные на познавательную деятельность и осваивающие в школе принципиально новые для них коллективные отношения. И, как показали развернутые в этом плане работы, такое приобщение становится весьма эффективным средством физического и культурного воспитания детей.


Продолжение следует...



Категория: Периодические издания об Айкидо | Добавил: Helga (22.12.2009)
Просмотров: 2528 | Теги: айкидо, дети, психология детей, Здоровье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]