Мир психологии» №4, 2007г. стр. 202-209
Раздел: Здоровье
младшего школьника
Дьяков А. К.
Айкидо как психолого-педагогическая технология поддержки развития детей младшего школьного возраста
Всякий раз, когда я
двигаюсь, это — Айкидо.
Морихей Уэсиба
В решении проблем развития
современного человека и его культуры во все большей степени осмысливается важность целостного
подхода к его познанию, значимость понимания и учета взаимообусловленности,
взаимодействия в его
развитии общефизиологических, психофизиологических, психологических, физических, экономических,
социальных и других факторов, что приобретает особую остроту в организации образования в наше сложное кризисное время, характеризующееся, в
частности, неустойчивостью состояния общества, напряженностью, противоречиями и
т. д. Эти обстоятельства оказывают огромное влияние на человека и, прежде
всего, на растущее поколение,
вызывая эмоциональное напряжение, стрессы, физические срывы, связанные как с общими сложностями
развития общества, экологической ситуацией и т. д., так и конкретно с организацией учебной
деятельности, где еще не
отработаны в полной мере критерии нагрузки на детей с учетом, в частности, мощного информационного фона.
Реальные данные о физическом состоянии современных школьников в этом плане вызывают тревогу.
Особенно заметны изменения в состоянии
здоровья младших школьников.
Это проявляется в снижении интереса (мотивации) детей к физическим упражнениям, происходит сокращение
двигательной активности у первоклассников по сравнению с дошкольниками в среднем на 50 % [10].
В основе несовершенства и низкого
статуса сложившейся системы физического
воспитания детей лежит, в частности, отсутствие соблюдения принципа единства
психического и физического развития, а также преемственности программ и соответствующих механизмов взаимодействия разных форм и сфер в единой системе образования (см.:
[20] со ссылкой на В. П. Озерова
[14] и А. А. Горелова [16]).
Так, по данным НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее
время число здоровых детей,
поступивших в 1-й класс, уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 %. Из них, по данным НИИ
педиатрии (цит. по С. В. Хрущеву, см.: [23]), у 50 % детей 6—7-летнего возраста отмечены отклонения в
развитии опорно-двигательного
аппарата, 30 % детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около
70 % детей страдают от гиподинамии, по данным М. М. Семаго [17], от 30 до 50 % детей, поступающих в 1-е
классы, имеют те или иные
отклонения в нейропсихологическом развитии.
Данные о физическом состоянии
школьников, в нашем случае младших школьников, можно было бы значительно увеличить, так же как можно было бы и перечислить Десятки называемых
причин такого положения.
Но совершенно очевидно, что среди важнейших причин —
несовершенство и низкий
статус сложившейся системы физического воспитания детей во всех детских
учреждениях, и прежде всего в школе. Намечается четко выраженный крен в сторону «выборочной»
работы с детьми со спортивными показателями, ориентации на кружки. Внимание к физкультуре как важному обязательному предмету культурного образования
резко снизилось. Физкультурные
парады, праздники, сборы и др., выступающие праздниками культуры и охватывающие всех детей с учетом их
возможностей, значительно потеснены, вернее, вытеснены собственно спортивными мероприятиями.
Упал интерес к физкультуре именно как культуре физического развития,
культуре организации
жизни человека. Она перестала быть престижной и оказалась потеснен ной спортом, развитие которого
нужно, безусловно, активно приветствовать, однако при его тесной связи с
развитием физической культуры детей.
Другой значимой причиной являются
устаревшие подходы к организации культуры физического воспитания, отсутствие четко выстроенных
систем, ранжированных схем, преемственности, направленности в разработке программ, ориентированных на
современные технологии, новые научные достижения в медицине, психологии, новое понимание
физической культуры в
общей культуре человека.
И наконец, особо следует подчеркнуть
практически отсутствие целостного подхода к воспитанию, в том числе физическому, что обусловлено недостаточным пониманием необходимости
обеспечения глубокого взаимодействия и неразрывного единства психического,
психофизиологического, физического
компонентов развития физического воспитания.
Совершенно очевидно, что актуален
многоплановый поиск путей решения проблемы физического воспитания на современном уровне. Эта задача в
полной мере относится и к
организации воспитания младших школьников.
По мнению В. К. Бальсевича [3], Л. И.
Лубышевой и А. Н. Кондратьева [10], поиск, разработка и обоснование инновационных технологий и
методик, построенных на спортивно-ориентированных формах организации
физического и
спортивного воспитания, расширенного применения нетрадиционных средств физической культуры и спорта в целостном процессе
развития ребенка,
являются приоритетным научным направлением исследований в области физического воспитания младших
школьников [9; 10].
Соглашаясь с приведенной позицией в
целом и поддерживая ее, мы полагаем, однако, необходимость построения
развернутых программ именно физической
культуры, ориентированной не на спортивные формы, а на спортивные уровни при максимальном расширении форм, вариантов, видов
такого построения, но в целостном процессе
организации физического и спортивного
воспитания. И в этом плане
нетрадиционные формы физического воспитания могут сыграть важную роль.
На наш взгляд, обращение к такому
нетрадиционному виду физической культуры, как айкидо, и введение его в систему занятий по
физическому воспитанию дошкольников могут позволить разрешить ряд важных в
таком воспитании
проблем: не только обеспечить гармонизацию телесного (физического) и духовного (культурного), но
и выступить в качестве мотивационной составляющей формирования потребности мышечного и
эмоционального удовлетворения,
а также условием развития психомоторики и функциональных возможностей и,
наконец, воспитания личности и существенного повышения ресурсов здоровья младших школьников.
Айкидо возникло в 1931 г. как боевое искусство
(будо). Однако айкидо коренным
образом отличается от других видов единоборств. Основатель айкидо Уэсиба Морихей (1881 — 1969)
создал уникальный стиль, где, помимо приемов самообороны, разработал особый «способ жизни»,
основанный на идее айки, и где
обучение полагало воспитание, психологически направленное. Убрав все чересчур
воинственно-агрессивные и ударные техники, он разработал уникальную, чисто
«оборонительную» систему. Она сочетала в себе решительный настрой, соответствующее знание анатомии и
физиологии, быстроту
реакции [22]. Айкидо — это лишь часть давней альтернативной традиции боевых искусств, которая не
только всегда сохраняла физический и эмоциональный потенциал, но и всегда основывалась на поиске
духовной значимости
боевых искусств. В этой традиции боевые искусства являются не способами побеждать противника или
сохранять спокойствие в бою, а средствами просветления души [21].
Слово «айкидо» (ай — гармония, объединение; айки — гармония
универсальной
духовной силы) может
быть переведено на русский язык как «Путь Гармонии Духа». По выражению М.
Рандома, айкидо — это, в сущности, подготовка состояния, в котором существуют особые отношения,
позволяющие вам самовыражаться
в движении. В этом движении нет агрессии, но, прежде всего, союз и гармония
между двумя партнерами. Морихей Уэсиба подчеркивал важность достижения гармонии между
дыханием (ки) и телом (таи) в сочетании с природой, но в равной степени
он делал упор и на гармонию между умом (сын) и нравственностью (ри). Если вы дышите правильно, если ваша поза
естественна, совершенно
лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический
баланс, центром которого является
фокус тяжести всего вашего существа [18].
Айкидо — это, прежде всего, школа
развития воли и нравственности. Для Морихея Уэсибы плохим было все, что противоречило понятию «аи»: ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать себя
и других, тщеславие. Он мечтал о том, чтобы
айкидо стало школой самосовершенствования,
основанной на знании тела и ума. Все упражнения айкидо должны давать ученикам урок преодоления психологических
и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать
им ощущение бодрости и гармонии с
окружающим миром [22]. Одним словом, в своих характеристиках как особой
организации движения айкидо заключает большие возможности активного
действования на физическое, психическое
развитие ребенка, его эмоциональную сферу.
Айкидо как психолого-педагогическая
технология поддержки развития детей младшего школьного возраста в системе физического воспитания опирается на структурно-функциональный,
операциональный и мотивационный компоненты развития (по Б. Г. Ананьеву).
Структурно-функциональный компонент обеспечивает поддержку развития ребенка с позиций развития
морфофункциональных структур центральной
нервной системы и формирования психофизиологической готовности к обучению. И. М. Сеченов [19] утверждал,
что все внешние проявления мозговой
деятельности во всем своем бесконечном разнообразии окончательно сводятся к
одному лишь явлению — мышечному движению. Активное включение в айкидо движений крупных мышц тела и ног, динамический, а не «подсобный», статический характер их
работы обеспечивают необходимые условия для формирования «мышечного депо»
(структурных и энзимных белков) [8].
Во время занятий происходит становление двигательного образа — «схемы тела» на основе формирования
сенсомоторных комплексов,
обеспечивающих согласованную целостную деятельность многозвенной биомеханической системы с огромным количеством
степеней свободы и ориентировку в
окружающей среде [7].
Разнообразные виды движений тела и конечностей, а также
позы, используемые в
айкидо, активизируют «рефлексогенные зоны» и периферические нервные центры вегетативной нервной
системы, стимулирующие активность вегетативных функций и рост функциональных резервов организма ребенка [8]. Физиологами давно признан приоритет
фактора созревания над обучением, а генетическая обусловленность двигательных
реакций оценивается от 49 до
83 %. Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении
психических функций ребенка (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М. М. Кольцова и др.).
Физические упражнения непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся
определяющими в умственном развитии детей 5—7 лет (восприятие,
наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь) [15]. Данный
подход учитывает
влияние состояния здоровья, при котором уровень морфофункциональ-ной (соматопсихологической) зрелости
организма ребенка позволяет осуществлять и поддерживать необходимый уровень
двигательных навыков и качеств,
в особенности тонких моторных координаций, атакже уровень физической и умственной работоспособности.
Операциональный (деятельностный) компонент имеет другую природу и детерминирован качеством деятельности
ребенка, его жизненным опытом и способностями. Операциональный компонент, с позиции развития физической культуры ребенка, подразумевает
формирование произвольности поведения, рост способности к общению, самооценке
и потребности в них, а также активизацию мотивации обучения; в данном случае
происходит освоение соответствующих
приемов, способствующих выработке активности, инициативности, самостоятельности,
ответственности, умения работать в паре, согласовывать свои действия с партнером, способности
руководствоваться установленными
правилами, умения работать в группе. Используемые в айкидо техники позволяют свести к нулю
силы нападающего, но не за счет приложения своей собственной силы, а за счет
искусного применения ускользания, особых движений тела и контрприемов, обращающих силу противника против него самого. Айкидо — это
естественный способ снятия напряжений и зажимов, это один из способов развития
интуиции. В айкидо нет соревнований, большинство способов обучения айкидо, даже в школах с
соревнованиями. имеет
скорее характер сотрудничества, чем антагонистический: и бросающий, и бросаемый
работают как партнеры, пытаются усовершенствовать свои движения.
Высокий уровень развития
операционального компонента рассматривается как необходимый уровень
актуального развития ребенка.
Мотивационный компонент тесно связан с формированием у детей
младшего школьного
возраста определенной позиции его Я в той ситуации взаимодействия, которая
складывается в процессе осуществления программы айкидо. Мотивация определяет направленность и
селективность восприятия,
являясь фактором индивидуального развития, влияет на различные перцептивные свойства. В основе
активного овладения ребенком младшего школьного возраста новыми двигательными
навыками и умениями лежит желание
или необходимость освоить их для себя [4; 12]. Направленное психическое воздействие превращает
объективный стимул (мотив) в субъективный [11; 12]. В этом плане учение П. К. Анохина о
«функциональной системе»
как физиологической основе поведенческого акта, в котором основными компонентами являются: мотивация,
обстановочная и пусковая афферентация, память, приобретает важный смысл при разработке программ физического
воспитания (см.: [2. С. 17—62]).
Способность ребенка к самостоятельному
решению двигательных задач в айкидо зависит как от его физической
подготовленности, так и от его эмоциональной и психической устойчивости
[3], но именно занятия айкидо способствуют возникновению такой устойчивости.
Айкидо создает также благоприятные
возможности для эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. С древних времен один из
базовых принципов искусства будо может быть сформулирован следующим образом: «Начинайте с этикета и
заканчивайте этикетом».
Этикет, которому учат в айкидо, —
взаимоуважение, внимание к окружающим, чистота — не вырабатывается
насильственно за счет внушения или наказания. Этикет является естественным следствием обучения
правильному сидению в положении сэйдза и тренировки базы сувариваза (техники
исполнения приемов, когда оба партнера сидят на коленях). «Правильное
положение тела дает правильное направление разума» — это утверждение
справедливо для каждого
ученика, занимающегося айкидо. Воспитание этикета — важный аспект тренировки всех занимающихся
айкидо. Развивая разум и тело, занятия айкидо ведут к совершенствованию личности, в данном случае растущего
человека, школьника, и
развитию в нем человечности. Дети обучаются не грубой силе, не насилию, а развитию «Ки»
на основе тренировки тела и разума, которая постепенно создаст в их жизни уверенность, соответствующую самооценку и чувство контроля [21].
Необходимо отметить, что физические
упражнения в айкидо позволяют человеку перейти от самоощущения к осознанию физиологической структуры своего тела и управлению им [5].
В результате происходит соответствующее самопознание человека, которое реализуется в рамках общего познания мира. Целенаправленность усилий
при выполнении тех или иных физических
упражнений развивает такую категорию человеческого бытия, как воля. Волевой акт — усилие — является первым
шагом приобщения к духовной культуре, а далее — к осознанию гармонии поведения,
видению красоты, преодолению
трудностей, организации своей жизнедеятельности и более глубокому пониманию
себя.
Осуществляя соответствующие волевые
целенаправленные усилия, человек выходит на общий уровень требований физических умений, качеств и
кондиций, выдвигаемых обществом. Овладение собой и волей, достигаемое
при выполнении приемов айкидо, позволяет человеку более
гармонично вписываться в
окружающий мир, а поэтому более глубоко понимать эстетические категории, связанные с духовным
развитием человека [24].
В соответствующей степени и,
естественно, на соответствующем уровне и пространстве действия к айкидо могут приобщаться и
дети младшего школьного
возраста в доступной им форме его освоения, ориентированные на познавательную деятельность и
осваивающие в школе принципиально новые для
них коллективные отношения. И, как показали развернутые в этом плане работы,
такое приобщение становится весьма эффективным средством физического и культурного воспитания детей.
Продолжение следует...
|