Главная | Регистрация | Вход
Алтайская краевая федерация Айкидо
Оглавление
Новые статьи сайта
Айкидо-печать тайны. Концепция Айки. 
В потоке «истинной традиции» 
Интервью со Стефаном Бенедетти 
Новые файлы сайта
Первое БО-ката. Жерар Блэз
Айки-тактика в повседневной жизни /Т. Добсон, В. Миллер.
Искусство японских мастеров меча
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Наши статьи [3]
Периодические издания об Айкидо [6]
Периодические издания и СМИ об Айкидо
Главная » Статьи » Статьи » Периодические издания об Айкидо

Интервью со Стефаном Бенедетти
Стефан Бенедетти, 6-й Дан айкидо Айкикай, родился в 1951 году во Франции.
В настоящее время проживает в Барселоне (Испания).
В первый раз посетил Россию в 1995 году, когда вместе с Тамура сенсеем приехал в Санкт-Петербург на фестиваль айкидо «Белые ночи - 1995».

В ходе январского семинара 2003 года Валерию Скрылёву (Вице-Президент МЕАФА, член Президиума НСАР, 5-й Дан Айкидо Айкикай)  удалось задать Стефану Бенедетти несколько интересующих его вопросов. Считая, что актуальность затронутых в интервью тем не исчезла и по сей день, представляем Вашему вниманию немного сокращенный вариант их беседы.



Вопрос:
Стефан, очень хотелось бы узнать твою трактовку такого понятия как «ма ай».

Стефан: Трактовать «ма ай» как дистанцию несколько ошибочно, вернее было бы перевести это понятие как пространство. «Ма ай» – это взаимоотношение между пространством и временем, точнее даже, временем и пространством. Например, «ма ай» в восточной музыке – это пауза, это как бы расстояние между нотами, и если не будет этого пространства, то ноты наедут друг на друга, кроме того, о «ма ай» можно говорить, как о ритме. Очень важен не ритм сам по себе, а взаимоотношение с ним. Когда нет «ма ай» невозможно движение. Идея в том, чтобы открыть пространство, создавая новое пространство.
ермин дистанция применяется для новичка, ему так легче объяснить начальный смысл «ма ай», потому что дистанция зрима и вполне объяснима на начальном этапе обучения. Это так же, как то, что многие техники начинаются с обучения захвата. Новичку сложно объяснить, что такое свобода. С начинающим мы говорим о дистанции, а потом уже о свободе и о времени. На мой взгляд, это очень близко к Эйнштейну, когда время становится как свобода, время и пространство – это два аспекта одного. Не должно быть зримой разницы между временем и пространством. В пространстве нужно чувствовать ритм, момент движения, время движения, а дистанция – это всего лишь прямая линия. Нельзя находиться на линии, нужно создавать пространство, чтобы разбалансировать человека. И здесь глупо ссылаться на разность менталитетов и взглядов, когда Вас атакуют, это везде делают одинаково.

Когда «ма ай» маленький - нет времени двигаться, да и пространство тоже исчезает. Время и пространство – это где-то одно и тоже. И непонимание этого лежит в плоскости отсутствия опыта, чтобы это понять, нужно больше практиковать.

Вопрос: Шиханы Хомбу очень много говорят о «тегатана», наблюдая тебя, я склонен считать, что движение твоих рук ближе к китайской традиции.

Стефан: Да, но этому я научился у шихана Хомбу Арикава сенсея, 9-й Дан айкидо. Это очень старая традиция. Молодые шиханы смотрят на фотографии О’сенсея, где он стоит, делая «тегатана», и думают, что так и надо, что это и есть правильная практика, не вдаваясь в смысл и корни самого движения. Когда начинаешь говорить о «тегатана», люди как бы зажимаются. Поэтому, прежде всего, нужно научиться делать субури, хотя бы немного понять, как использовать меч, а уже потом можно говорить о «тегатана». До освоения работы с мечом, говорить о «тегатана» несколько некорректно. Вообще проблема людей в айкидо заключается в том, что они говорят об айкидо не имея опыта, не выходя на татами, не практикуя айкидо.

Вопрос:
На своих тренировках ты очень убедительно и всесторонне раскрываешь философские аспекты айкидо, ты не хотел бы описать все это в книге?

Ответ: Невозможно все описать в книге, книга ограничивает, и я полагаю, что если все подробно описать в книге, то люди перестанут практиковать, они прочтут и подумают: «О, я все понял, я освоил айкидо». В книгах только предлагается: «Попробуйте это, попробуйте то», предлагается тот или иной взгляд. Объяснения, они не всегда полезны, они иногда несут негативный аспект. А ведь айкидо – это инструмент познания, необходимо учиться использовать этот инструмент.

Вопрос: У каждого, практикующего айкидо, должна быть своя идея или она общая?

Стефан: Инструмент один, но способы его использования разные. Айкидо – оно одно, О’сенсей умер, а айкидо осталось, я – уже второе поколение изучающих айкидо, а теперь есть и третье и четвертое поколение, то есть практикуют люди и не видевшие О’сенсея, ситуация меняется.

Вопрос: Стефан, вот в связи с этим, как ты считаешь, айкидо прогрессирует или деградирует?

Стефан: Говоря о глобальных вещах, я считаю, что все в мире деградирует, что все рано или поздно умирает. Если говорить об айкидо, то я считаю, что в искусстве не корректно говорить о прогрессе, в науке – да, но не в искусстве. Никто не может сказать, кто прогрессивней да Винчи или Пикассо, это два гения, но делают совершенно разные вещи. Много лет тому назад люди учили, как лучше ударить палкой, а другие учили, как защититься от этого, можно ли это считать прогрессом? Я сомневаюсь, что в айкидо, люди, которые следуют за О’сенсеем, смогут быть лучше его. Люди, которые пытаются подражать Пикассо никогда не смогут его превзойти. Они просто следуют за ним и если чего-то добиваются, то это уже совершенно другой стиль и манера. Если кто-то сможет превзойти айкидо, то айкидо закончится и родится что-то другое. Мир меняется, экономика меняется, подходы в искусстве меняются, но почему мы должны считать, что они меняются в лучшую сторону?

Вопрос: Если можешь, сформулируй, чему ты учишь на своих занятиях.

Стефан: Я никогда не требую от своих учеников делать тоже самое, что делаю я. Вы должны понимать базу. Не форму, а принципы. Здесь встает проблема техники. Если вернуться к нашему сравнению с живописью, то мы учимся смешивать цвета, наносить тени, осваиваем правила рисунка и т.д. И лишь умение сочетать цвета – это уже вопрос стиля. Но стиль исходит из техники. И база одна для всех, это основа. В базе важна не форма, важны принципы, форма – это результат. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что 99% людей которые учат, говорят, что важна форма, и когда они начинают настаивать на каких-то деталях, говоря, что это база, для меня это только детали. И моя техника может слегка отличаться от техники Тамура сенсея, но только по форме, сохраняя все базовые принципы.

Вопрос: Что является самым большим заблуждением у учеников айкидо?


Стефан:
Техника нуждается в адаптации к конкретной ситуации. На поле боя все происходит не так, как на учебе. В школе Вы изучаете стратегию, теорию, но теория – это опыт прошлого. Необходимо ориентироваться на опыт прошлого. Но Вы не должны в своей учебе уподобляться человеку, который говорит: «То, что вы тут теоретически говорите нам - одно, а на практике это может оказаться совсем другим, противник может повести себя совершенно не так, как мы ожидаем». Очень важно понимать, что додзё – это всего лишь школа. Оказываясь на поле боя, Вы применяете то, что Вы учили в школе, но адаптировано к конкретной ситуации. Очевидно, что школа – это не поле боя. И самое большое заблуждение для ряда учеников является то, что они додзё начинают ассоциировать с полем боя.

Существует множество вариантов выполнения иккё, но когда Вы учитесь выполнять это действие, самое главное, чтобы Вы поняли, что такое ось и что такое центр. И Вы используете при этом наиболее понятный, доступный, наиболее прямой способ выполнения техники, и только после этого Вы можете начать изучение вариаций. Противник может быть очень высоким, низким, толстым, худым и, естественно, могут возникнуть сложности с выполнением того базового движения, которое Вы учили. Поэтому Вам необходимо изучать различные варианты выполнения этого контроля. Но для понимания не очень хорошо, когда на занятии начинают разбираться различные варианты выполнения технических действий. Вначале Вы должны понять базовые принципы, понять, что такое ось, что такое центр, как контролировать центр человека. И только после осознания того, как это работает, только после этого Вы сможете оперировать этим знанием, на самом деле, понимание этого приходит только после 3-го Дана.

Вопрос: Стефан, когда ты осознал, что стал что-то понимать в айкидо?

Стефан: Я не знаю, когда я это понял, я знаю только то, что знаю на этот момент. Когда я получил черный пояс, я считал, что я знаю все об айкидо, и я об этом даже не задумывался. Но сейчас, уже исходя из своего опыта, я понимаю, что некоторые методы ведут в никуда. И что самые простые вещи на самом деле являются самыми сложными, самыми трудными. Большей частью мы хотим получать удовольствие от наших занятий. И когда мы говорим, что очень важно людям контролировать, как они ставят ногу на поверхность татами, большинство просто считают это не очень интересным и нужным для себя. А когда Вы говорите, что сейчас покажете новый захватывающий способ выполнения иккё, все навострят уши и начинают активно слушать и смотреть.

Вопрос: Стефан, какую роль в освоении айкидо ты отводишь оружию?

Стефан: Айкидо – это не школа оружия. В айкидо оружие используется в качестве иллюстрации. У О’сенсея были очень серьезные, тяжелые тренировки с оружием. Но сейчас в Хомбу очень мало тренировок с оружием. В основе работы должно лежать изучение субури. Я не уверен, что Вы должны делать «Сайто-субури». Но какие-то основные самые простые субури Вы должны выполнять. Сейчас мы уже не ходим по улицам с мечом, и нам не обязательно осваивать технику владения им. Я думаю, что именно поэтому О’сенсей прекратил тренировки с оружием, перестал уделять ему столько времени. Но знание базовых техник, движений с мечом обязательны для изучения в айкидо, потому что они позволяют вам понять суть, корни движения.

Вопрос: Почему во время семинаров ты мало времени уделяешь сувари ваза, ты считаешь эту технику ненужной, или тебе уже неудобно двигаться на коленях?


Стефан: На вашем мягком татами выполнять технику в сувари ваза очень опасно. Работа в таких условиях может привести к травме коленей, для сувари ваза нужно очень плотное татами. И абсолютно точно вам не надо работать сувари ваза с детьми, для детей занятия на таком татами – это очень плохо. Колено проваливается, обжимается со всех сторон тканями татами и при развороте, травмируются связки и сухожилия. Единственно, что можно делать детям, это кокью хо, при минимальных перемещениях. До 15 лет я бы вообще у вас не практиковал сувари ваза. В Японии в старые времена, можно сказать, они жили на коленях, для них такое передвижение было столь же естественным, как обычная ходьба, для европейца это совершенно по-другому.

Вопрос: Так имеет ли смысл сегодня работать в сувари ваза?

Стефан: Не для новичков. Немного сувари ваза полезно. И Вы должны рассказывать о сувари ваза и давать эту технику постепенно маленькими шажками. У новичков и так есть проблемы с техникой, и если Вы эту же технику дадите им в сувари ваза, то у них появится две проблемы: техника и перемещение на коленях. И с гарантией можно сказать, что результат будет отрицательным. А вот продвинутые ученики получат пользу от этого. На мой взгляд, заниматься сувари ваза надо только после того как человек осознал, что такое ось, это примерно в районе 1-го Дана. Непродолжительная практика освоения сувари ваза может быть 5-10 минут, и не больше этого. И не пытайтесь делать какие-то эффектные действия в сувари ваза. Это непонимание пришло из Хомбу Додзё Айкикай, из этих скоростных движений. Сувари ваза – кокью хо, это тот предел, на котором надо остановиться для новичков. Более важным является, как вы встаете и садитесь, остаетесь ли Вы прямым, это то, что учит Вас сохранять центр, не менять линию оси своего тела. Вы встаете и садитесь при этом, если Вы все делаете правильно, Ваш центр движется строго вертикально и ось вашего тела остается неподвижной. И именно это очень важно.
Если Вы хотите соблюсти какие-то моменты ритуала, то перемещения надо выполнять в стойке, поднявшись, а подойдя – опуститься в сувари ваза и выполнить поклон или другие действия, оговоренные этикетом.

Вопрос:
Ты очень много говорил и на семинаре и сейчас о важности вертикального положения, можно ли об этом подробней?

Стефан:
Если объяснять логику, биомеханику этого положения, то надо говорить о наиболее стабильном, устойчивом положении. Смещение центра тяжести ведет к напряжению каких-то мышц, которые пытаются удержать тело в устойчивом положении. Это Ваш партнер должен наклоняться, а Вы должны оставаться прямым. Айкидо основано на физических законах. Если Вы находитесь в вертикальном положении, для того чтобы оставаться в нем не надо напрягать какие-то группы мышц. При наклоне масса их будет напряжена. Стоя прямо я могу быть совершенно расслабленным. При любом наклоне мозг начинает определять, что надо включить, чтобы сохранить мой баланс.

Вопрос: Ты часто говоришь, что если вы хотите научиться драться, то идите в каратэ, в айкидо этому не учат. Получается, что для тебя айкидо – это не воинское искусство?

Стефан: Валера, ты же начинал как офицер?

Скрылёв: Да.

Стефан: Вы в своей Академии изучали теорию уличной драки?

Скрылёв: Нет.

Стефан: Спасибо. Это и есть ответ. Айкидо – это не теория уличной борьбы. Теория уличной борьбы и уличная борьба – это бокс, каратэ, таеквондо, и в этом отношении все эти системы, безусловно, хороши. Айкидо – это школа стратегии. Это как высшее военное училище, офицеры не идут в школу коммандос. Коммандос – очень хорошие бойцы, но они никогда не будут генералами. Если Вы попробуете прекрасному генералу дать задание, которое должен выполнять коммандос, генерал не справится. Когда Вы говорите о боевом воинском искусстве, Вы говорите о том, что относится к войне, а не к уличной драке. Айкидо по своему уровню – это школа офицеров. А каратэ и прочее – это школа для солдат. Школа для того, чтобы тупо изучать некоторые последовательные действия и движения для того, чтобы правильно выполнить ту миссию, которая на них возложена. Очень хороший солдат – это очень хороший солдат. Очень хороший офицер – это очень хороший офицер. Они делают разную работу, каждый на своем месте.
Но проблема с боевыми искусствами сводится к тому, что сейчас они все смешались, не чувствуется разницы между ними. Но ведь мы знаем, что пилот никогда не равен офицеру Флота.

Вопрос: Почему в практике айкидо отсутствует такой интересный раздел, как юби-дори, ведь по некоторым видеоматериалам становится понятно, что О’сенсей владел этой техникой?


Стефан: Потому, что это очень опасно для людей практикующих, поэтому эта техника так активно не используется. С практической точки зрения эта техника очень эффективна. Большинство этих техник было исключено из освоения не О’сенсеем, а его сыном Киссомару Уэсиба. Киссомару организовал международные курсы по изучению айкидо, для этих курсов, для этой практики он исключил много травмоопасных техник, чтобы облегчить систему освоения айкидо. Поэтому в современном айкидо приоритетными остались большие широкие движения. И то, что я сейчас пытаюсь делать, и то, чему всегда учил Тамура сенсей, это то, что движения не должны быть широкими, небольшие короткие движения. На самом деле они не маленькие, но предельно эффективные. Они выглядят очень короткими, быстрыми, маленькими, и люди просто не понимают, что происходит.
Но большинство людей хотят получать удовольствие. Это то, чему сейчас учат в Айкикай, это современный стиль Айкикай, когда выполняются очень широкие движения, раскиды, разбросы. И я лично могу сказать, что это не тот путь, по которому я иду, по которому я хотел бы идти.

По материалам  http://www.aikido.ru/
Категория: Периодические издания об Айкидо | Добавил: Helga (19.01.2012)
Просмотров: 2530 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]