Продолжение В течение последних 6 лет на базе
нижегородского спортивного центра «Динамо» осуществляется программа занятий айкидо для детей
младшего школьного
возраста. Разработанная программа занятий предусматривает двух- и трехразовое часовое посещение в неделю
детьми центра и, опираясь на классические каноны обучения айкидо и отечественную школу
физического воспитания,
позволяет эффективно обеспечить единство и взаимосвязь двух сторон онтогенеза
по П. К. Анохину [1]: морфогенеза (обусловленного генотипом развития наследственно приобретенных форм и функций) и системогенеза
(прижизненного образования на основе адаптивных функциональных
систем деятельности). В
основе программы занятий лежат принципы системного подхода, единства процессов физического,
психофизиологического, психологического и социально-психологического развития
детей. При составлении программы учитывались: особенности воздействия внешней
среды на развитие организма; особенности формирования оптимального двигательного стереотипа, рассматриваемого нами в качестве не только
основополагающей цели физического развития, но и промежуточного результата, базы для каждого
следующего этапа развития;
особенности базовых факторов развития организма, нервной системы — собственно процесса развития
«изнутри». Основные (базальные) факторы развития существенно определяют течение
нейрофизиологических и нейропсихологических процессов в организме. Разработка
программы занятий айкидо
детей младшего школьного возраста полагает учет и включение в активную ситуацию в процессе осуществления айкидо всей
совокупности базальных факторов:
модально-специфического, связанного с органами чувств (тактильные, слуховые, зрительные, вестибулярные,
обонятельные, вкусовые стимулы); кинестетического; кинетического; пространственного (пространство мира, схема тела, квазипространственный, модальный); произвольной
регуляции; энергетического
обеспечения; межполушарного взаимодействия деятельности мозга. Это расширяет ее до программы развития нервной и психической
сферы ребенка, всего детского
организма, что позволяет рассматривать программу в качестве активнодействующей психолого-педагогической
технологии поддержки развития детей младшего школьного возраста.
Полноценное физическое развитие
неразрывно связано с гармоничной последовательной активизацией (организацией)
нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов.
Кинетический фактор в реализации движений неразрывно
связан с кинестетическим
фактором. Движение
вбирает в себя: 1) реализацию двигательного акта (опорно-двигательным и нервным аппаратами) в
конкретных условиях среды;
2) организацию его в центральной нервной системе и 3) динамический анализ движения (кинестетический
компонент). Кинетический фактор связан с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечивает такие
составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного
элемента действия к другому.
По существу, кинетический фактор выводится за пределы сугубо двигательных процессов,
приобретая свою функциональную роль в обеспечении психических действий, прямо с моторикой не
связанных.
В структуре занятий айкидо развитию
двигательной координации отводится одна из ведущих ролей. Н. А. Бернштейн [4] отмечал, что развитие
координации является
сутью организации в раннем онтогенезе. Возраст детей с 7 (о рубеже 7 лет см.: [6]) до 11
лет является наиболее благоприятным (сенситивным) периодом для развития всевозможных
координационных способностей
[11].
Кинестетическому фактору в программе уделяется особое
внимание. Кинестетический
фактор обусловлен ощущением, анализом движения, формированием его образа, связан с
функционированием проприоцептивного («ощущение тела» и формирование схемы тела) и двигательного
анализаторов. Кинестетический
фактор реализуется при передаче сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и
суставах и несущих информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме движения. Связь с тактильным модально-специфическим
фактором необходима
для реализации статики и сложных комплексов движений тела, рук, ног, органов артикуляции, глаз и т.
п., которые осуществляются с участием зрения или без такового и позволяют человеку выполнять
разнообразные двигательные
задачи. Велика роль кинестетического фактора в формировании представлений о схеме собственного
тела, образа телесного «я», на чем впоследствии выстраивается более сложное представление
ребенка о себе, его самоидентификация
как необходимое условие для развития личности, т. к. именно своим телом человек отграничен
от мира и включен в него. Здесь кинестетический фактор тесно смыкается с пространственным модально-специфическим фактором. Речевая
моторика, формирование артикуляций, письмо осуществляются исключительно на кинестетической
основе.
Модально-специфические, сенсорные, кинестетический и
кинетический факторы обычно тесно связаны
друг с другом и многократно усиливают друг
друга в деятельности и развитии ребенка.
Пространственный фактор по своей сути является интегральным
практически для всех
базальных факторов. Он связан со сложнейшими процессами проекции и ориентации
в пространстве. Познание схемы тела и пространства основано на освоении фундаментальных понятий:
билатеральной симметрии
— латеральности (левое и правое); гравитационного поля Земли (верх и низ); «фокуса» (будущее
и прошлое; переднее и заднее). Пространственный фактор в программе айкидо реализуется в системе комплексного сенсопсихомоторного развития
ребенка через игру, базовые позы и движения.
Фактор произвольной регуляции
психической деятельности на занятиях айкидо
связан с работой лобных отделов мозга, морфогенез и функциогенез которых
продолжается до двадцатилетнего возраста. В произвольную регуляцию
деятельности при выполнении айкидо включаются: 1) постановка целей действий в соответствие с
мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами; 2)
планирование (или программирование) путей достижения целей с выбором
оптимальных способов действия, определения их последовательности; 3) контроль
за исполнением выбранной программы с возможностью ее изменений по ходу выполнения, требующих постоянного
сличения и подытоживания промежуточных результатов, а также отказа от возникающих в процессе
достижения цели побочных действий и ассоциаций.
Фактор энергетического обеспечения
деятельности мозга
учитывается в программе
айкидо как активно действенный и значимый. Энергетическое обеспечение деятельности мозга
характеризует обобщенную степень выраженности нервных процессов, их эмоциональную окраску,
потенциал нервной деятельности. Апатичный, сонный ребенок являет собой низкую
включенность
энергетического фактора, и наоборот, активный, «энергичный» ученик — высокую включенность
энергетического фактора.В эффективной психической деятельности сукцессивность и
симультанность взаимосвязаны, дополняя друг друга. Фактор сукцессивности обеспечивается работой структур,
объединенных в левое полушарие мозга, а фактор симультанности реализуется
его правым полушарием. Становление биологической основы латерализации головного
мозга тесно связано с организацией перекрестных движений и координацией работы
левых и правых частей тела и
органов чувств (реализуется фактор межполушарного взаимодействия). Основные двигательные координации в
айкидо органично включают в себя базальные факторы развития нервной системы и всего организма. При разработке программы занятий айкидо были
взяты на вооружение такие основные
сенсомоторные координации, как зрительно-моторная, слухо-моторная и координация ритма, как
предшественники развития высших форм развития движения (письма и речи) на уровне первой
сигнальной системы, в которых
интегрировано несколько базальных факторов развития. Эти подсистемы начинают
функционировать с рождения, и до 5—8 лет необходима их постоянная тренировка. Все вышеприведенные характеристики
феноменов, принципиально значимых для выстраивания и реализации в айкидо, приобретали чрезвычайно важное значение при разработке
воспитательной программы на основе этого нетрадиционного средства физической
культуры. При организации образовательного процесса по разработанной нами программе мы опирались на три выделяемых нами в качестве основных
психолого-педагогических принципа:
1)
принцип
средовой интеграции —
вовлечение (и поглощение) различных средовых воздействий в
собственную структуру движений (психики) без ее изменения. Данный принцип
отражает сущность айкидо, его основное отличие от
других видов единоборств. Без «кинетики» нападающего нет айкидо, что подчеркивает оборонительный
характер айкидо;
2) принцип
гармонизации, формирования
оптимального двигательного стереотипа;
3) социокультурный
принцип, в программу
включены беседы, лекции о культуре Японии, древнем и
современном японском этикете и углубленное осмысление культуры
каждого движения. Таким образом, айкидо как
особая психолого-педагогическая технология поддержки развития детей младшего
школьного возраста, обладающая
большими
организационными и воспитательными возможностями, может стать (и становится реально, в частности, в
осуществляемых нами программах в вышеназванном нижегородском детском центре)
мощным действенным средством, не только активизирующим физические возможности и способности, но и актуализирующим духовные силы растущего
человека, в данном случае младшего школьника, обеспечивая гармоническое развитие последнего.
Литература 1. Анохин, Л. К. Биология и
нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. — М., 1968. Анохин, П. К.
Очерки по физиологии функциональныхсистем/ П. К. Анохин. — М., 1975.
2.
Бальсееич, В. К. Онтокинезиология человека/В. К. Бальсевич. —
М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
3.
Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии
активности / Н. А. Бернштейн. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
4.
ВестбрукА. Айкидо и динамическая сфера/А. Вестбрук. О.
Рати; Пер. с англ. Д. Палец, Б. Калитенко. — Киев: София, 2001. — 36S с.
5.
Выготский, Л. С. Кризис семи лет /Л. С. Выготский//Собр.
соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4. -С. 376-384.
6.
Гурфинкель, В. С. Сенсорные комплексы и сенсомоторная
организация /B.C.
Гурфинкель,
Ю. С. Левик// Физиология человека. - 1979. - Т. 5, № 3. - С. 399-414.
7.
Козлов, И. М. Проблемы физического воспитания дошкольников
[Электронный ресурс] / И. М. Козлов // Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка. — 1996. —
№ 2. — С. 11—12. — Режим
доступа: http://lib.sporcedu.ru/press/fkvot/1996N2/pll-12.htm свободный.Лубышева, Л, И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. вузов/Л. И. Лубышева. — М.: Академия, 2001. — 240
с.
10.
Лубышева, Л. И. Здоровьеформирующая технология физического
воспитания младшихшкольников на основе использования традиционного каратэ [Электронный
ресурс] / Л. И. Лубышева, А.
Н. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. —2006. — № 3. — С. 5—13. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006N3/p5-13.htm свободный. 11.
Лях, В. И. Исследования координационных способностей
детей школьного возраста: Дис. ...д-рапед. наук/В. И. Лях. - М, 1990.-514с. 12.
Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб.
для ин-тов физ. культуры/Л. П. Матвеев. - М.: ФиС, 1991.-543 с.
13.
Назаренко, Л. Д. Эстетическое содержание различных видов
двигательной деятельности [Электронный ресурс]/Л. Д. Назаренко, С. Н.
Ключникова//Физическая культура: вос питание, образование, тренировка. — 2004. —
№ 2. — С. 25—26, 39—40. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004N2/p25-26, 39-40.htm свободный.
14.
Озеров, В. П. Психологические основы диагностики и
формирования психомоторных способностей у школьников и студентов: Автореф. дис.
... д-ра психол. наук / В. П. Озеров. — М., 1993.-38 с. 15.
Попов Г. Г. Биологические подходы к повышению
эффективности обучения детей двигательным действиям [Электронный ресурс] / Г.
Г. Попов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. —
№ 1. —
С. 5—13. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006Nl/p2-4.htm свободный. 16.
Проблемы физического воспитания детей дошкольного
возраста и подходы к их решению [Электронныйресурс] /А. А. Горелов, Я. К. Коблев, И.
М. Козлов, М. А. Правдов//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. —
2002. — №4. — С. 5—13. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N4/p50-53.htm свободный. 17.
Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка:
Комплект рабочих материалов / М. М. Семаго, Т. В. Ахутина, Н. Я. Семаго и др.;
Под общ. ред. М. М. Семаго. — М., 1999. — 138 с. — (Библиотека
психолога-практика). 18. Саотомэ, Мицуги. Айкидо и гармония в природе / Мицуги Саотомэ; Пер. с англ. Н. Шпет. - Киев: София, 1998. - 304 с. 19.
Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. —
М.: Изд-во АН СССР, 1952. 20.
Стародубцева, И. В. Умственное развитие старших
дошкольников в процессе физического воспитания [Электронный ресурс] / И. В.
Стародубцева, Е. А. Короткова // Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка. — 2005. — № 3. — С. 18—22. — Ре
жим
доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2005N3/pl8-22.htm свободный. Уэсиба, Kucceмapv. Дух айкидо / Уэсиба
Киссёмару; Пер. с англ. С. Никшич. — Киев: София, 2000. — 128 с. 21.
Уэсиба, Морихей. Будо-учение основателя Айкидо / Морихей
Уэсиба; Пер. с англ. И. Савенко. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 224 с. 22.
Формы и средства организации комплексной психологической
помощи детям школьного возраста / О. А. Матвеева // Образование: исследовано в
мире [Электрон, ресурс] // Междуна родный научный педагогический
Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru / Ред. совет: В. П. Борисенков. Б. С. Гершунский, Н. И. Загузов,
Н. Д. Никандров, В. А. Поляков, Б. Н. Сизов, Д. И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р. П.
Будаков; программист Д. А. Мариенко; Россий ская академия образования, ГНПБ им. К.
Д. Ушинского; спонсор «Прожект хармони. Инк». — Электрон, журн. с библиотекой. — М.: OIM.RU,
2000. — Режим доступа: http://www.oim.ru.
— Загл./ с
экрана. — Номер гос. hегистрации: Эл № 77-4365. 23.
Халоша, Е. В. Принцип биологической целостности:
онтологические, методологические и гносеологические аспекты при становлении социально-культурной
природы человека /Е. В. Халоша// VI межуниверс.
науч.-метод, конф. «Организация и методика учебного процесса,
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»: Матер, межуниверс. конф. —
М., 2000.
- Ч. 2. - С. 5-9.
|