Главная | Регистрация | Вход
Алтайская краевая федерация Айкидо
Оглавление
Новые статьи сайта
Айкидо-печать тайны. Концепция Айки. 
В потоке «истинной традиции» 
Интервью со Стефаном Бенедетти 
Новые файлы сайта
Первое БО-ката. Жерар Блэз
Айки-тактика в повседневной жизни /Т. Добсон, В. Миллер.
Искусство японских мастеров меча
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Наши статьи [3]
Периодические издания об Айкидо [6]
Периодические издания и СМИ об Айкидо
Главная » Статьи » Статьи » Периодические издания об Айкидо

"Айкидо как психолого-педагогическая..." /продолжение

Продолжение

В течение последних 6 лет на базе нижегородского спортивного центра «Ди­намо» осуществляется программа занятий айкидо для детей младшего школь­ного возраста. Разработанная программа занятий предусматривает двух- и трех­разовое часовое посещение в неделю детьми центра и, опираясь на классиче­ские каноны обучения айкидо и отечественную школу физического воспита­ния, позволяет эффективно обеспечить единство и взаимосвязь двух сторон он­тогенеза по П. К. Анохину [1]: морфогенеза (обусловленного генотипом разви­тия наследственно приобретенных форм и функций) и системогенеза (прижиз­ненного образования на основе адаптивных функциональных систем деятельно­сти). В основе программы занятий лежат принципы системного подхода, един­ства процессов физического, психофизиологического, психологического и со­циально-психологического развития детей. При составлении программы учи­тывались: особенности воздействия внешней среды на развитие организма; особенности формирования оптимального двигательного стереотипа, рассмат­риваемого нами в качестве не только основополагающей цели физического раз­вития, но и промежуточного результата, базы для каждого следующего этапа развития; особенности базовых факторов развития организма, нервной систе­мы — собственно процесса развития «изнутри». Основные (базальные) факто­ры развития существенно определяют течение нейрофизиологических и нейропсихологических процессов в организме. Разработка программы занятий айкидо детей младшего школьного возраста полагает учет и включение в актив­ную ситуацию в процессе осуществления айкидо всей совокупности базальных факторов: модально-специфического, связанного с органами чувств (тактильные, слуховые, зрительные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые стимулы); ки­нестетического; кинетического; пространственного (пространство мира, схема тела, квазипространственный, модальный); произвольной регуляции; энергетиче­ского обеспечения; межполушарного взаимодействия деятельности мозга. Это рас­ширяет ее до программы развития нервной и психической сферы ребенка, всего детского организма, что позволяет рассматривать программу в качестве активнодействующей психолого-педагогической технологии поддержки развития детей младшего школьного возраста.

Полноценное физическое развитие неразрывно связано с гармоничной последовательной активизацией (организацией) нервной системы, ее чув­ствительных и двигательных центров, анализаторов.

Кинетический фактор в реализации движений неразрывно связан с кине­стетическим фактором. Движение вбирает в себя: 1) реализацию двигательно­го акта (опорно-двигательным и нервным аппаратами) в конкретных условиях среды; 2) организацию его в центральной нервной системе и 3) динамический анализ движения (кинестетический компонент). Кинетический фактор свя­зан с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечивает такие составляю­щие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемен­та действия к другому. По существу, кинетический фактор выводится за преде­лы сугубо двигательных процессов, приобретая свою функциональную роль в обеспечении психических действий, прямо с моторикой не связанных.

В структуре занятий айкидо развитию двигательной координации отво­дится одна из ведущих ролей. Н. А. Бернштейн [4] отмечал, что развитие ко­ординации является сутью организации в раннем онтогенезе. Возраст детей с 7 (о рубеже 7 лет см.: [6]) до 11 лет является наиболее благоприятным (сен­ситивным) периодом для развития всевозможных координационных спо­собностей [11].

 

Кинестетическому фактору в программе уделяется особое внимание. Ки­нестетический фактор обусловлен ощущением, анализом движения, форми­рованием его образа, связан с функционированием проприоцептивного («ощущение тела» и формирование схемы тела) и двигательного анализаторов. Кинестетический фактор реализуется при передаче сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах и несущих информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме движения. Связь с тактильным модально-специфическим фактором не­обходима для реализации статики и сложных комплексов движений тела, рук, ног, органов артикуляции, глаз и т. п., которые осуществляются с участием зре­ния или без такового и позволяют человеку выполнять разнообразные двига­тельные задачи. Велика роль кинестетического фактора в формировании представлений о схеме собственного тела, образа телесного «я», на чем впо­следствии выстраивается более сложное представление ребенка о себе, его са­моидентификация как необходимое условие для развития личности, т. к. именно своим телом человек отграничен от мира и включен в него. Здесь ки­нестетический фактор тесно смыкается с пространственным модально-спе­цифическим фактором. Речевая моторика, формирование артикуляций, пи­сьмо осуществляются исключительно на кинестетической основе.

Модально-специфические, сенсорные, кинестетический и кинетиче­ский факторы обычно тесно связаны друг с другом и многократно усиливают друг друга в деятельности и развитии ребенка.

Пространственный фактор по своей сути является интегральным прак­тически для всех базальных факторов. Он связан со сложнейшими процес­сами проекции и ориентации в пространстве. Познание схемы тела и про­странства основано на освоении фундаментальных понятий: билатераль­ной симметрии — латеральности (левое и правое); гравитационного поля Земли (верх и низ); «фокуса» (будущее и прошлое; переднее и заднее). Про­странственный фактор в программе айкидо реализуется в системе комплек­сного сенсопсихомоторного развития ребенка через игру, базовые позы и движения.

Фактор произвольной регуляции психической деятельности на занятиях айкидо связан с работой лобных отделов мозга, морфогенез и функциогенез которых продолжается до двадцатилетнего возраста. В произвольную регу­ляцию деятельности при выполнении айкидо включаются: 1) постановка це­лей действий в соответствие с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами; 2) планирование (или программирование) пу­тей достижения целей с выбором оптимальных способов действия, опреде­ления их последовательности; 3) контроль за исполнением выбранной про­граммы с возможностью ее изменений по ходу выполнения, требующих по­стоянного сличения и подытоживания промежуточных результатов, а также отказа от возникающих в процессе достижения цели побочных действий и ассоциаций.

Фактор энергетического обеспечения деятельности мозга учитывается в программе айкидо как активно действенный и значимый. Энергетическое обеспечение деятельности мозга характеризует обобщенную степень выра­женности нервных процессов, их эмоциональную окраску, потенциал нерв­ной деятельности. Апатичный, сонный ребенок являет собой низкую вклю­ченность энергетического фактора, и наоборот, активный, «энергичный» ученик — высокую включенность энергетического фактора.В эффективной психической деятельности сукцессивность и симультанность взаимосвязаны, дополняя друг друга. Фактор сукцессивности обеспе­чивается работой структур, объединенных в левое полушарие мозга, а фактор симультанности реализуется его правым полушарием. Становление биологи­ческой основы латерализации головного мозга тесно связано с организацией перекрестных движений и координацией работы левых и правых частей тела и органов чувств (реализуется фактор межполушарного взаимодействия). Основные двигательные координации в айкидо органично включают в себя базальные факторы развития нервной системы и всего организма. При разработке программы занятий айкидо были взяты на вооружение такие основные сенсомоторные координации, как зрительно-моторная, слухо-моторная и координация ритма, как предшественники развития высших форм развития движения (письма и речи) на уровне первой сигнальной системы, в которых интегрировано несколько базальных факторов развития. Эти под­системы начинают функционировать с рождения, и до 5—8 лет необходима их постоянная тренировка.

Все вышеприведенные характеристики феноменов, принципиально зна­чимых для выстраивания и реализации в айкидо, приобретали чрезвычайно важное значение при разработке воспитательной программы на основе этого нетрадиционного средства физической культуры. При организации образова­тельного процесса по разработанной нами программе мы опирались на три выделяемых нами в качестве основных психолого-педагогических принципа:

1)  принцип средовой интеграции — вовлечение (и поглощение) различных средовых воздействий в собственную структуру движений (психики) без ее изменения. Данный принцип отражает сущность айкидо, его основное отличие от других видов единоборств. Без «кинетики» нападающего нет айкидо, что подчеркивает оборонительный характер айкидо;

2)  принцип гармонизации, формирования оптимального двигательного стереотипа;

3)  социокультурный принцип, в программу включены беседы, лекции о культуре Японии, древнем и современном японском этикете и углубленное осмысление культуры каждого движения.

Таким образом, айкидо как особая психолого-педагогическая технология поддержки развития детей младшего школьного возраста, обладающая больши­ми организационными и воспитательными возможностями, может стать (и становится реально, в частности, в осуществляемых нами программах в выше­названном нижегородском детском центре) мощным действенным средством, не только активизирующим физические возможности и способности, но и ак­туализирующим духовные силы растущего человека, в данном случае младше­го школьника, обеспечивая гармоническое развитие последнего.

Литература

1.  Анохин, Л. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. — М., 1968. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональныхсистем/ П. К. Анохин. — М., 1975. 

2.  Бальсееич, В. К. Онтокинезиология человека/В. К. Бальсевич. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.

3.  Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.

4.  ВестбрукА. Айкидо и динамическая сфера/А. Вестбрук. О. Рати; Пер. с англ. Д. Палец, Б. Калитенко. — Киев: София, 2001. — 36S с.

5.  Выготский, Л. С. Кризис семи лет /Л. С. Выготский//Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4. -С. 376-384.

6.  Гурфинкель, В. С. Сенсорные комплексы и сенсомоторная организация /B.C. Гурфинкель, Ю. С. Левик// Физиология человека. - 1979. - Т. 5, № 3. - С. 399-414.

7.  Козлов, И. М. Проблемы физического воспитания дошкольников [Электронный ре­сурс] / И. М. Козлов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. —

№ 2. — С. 11—12. — Режим доступа: http://lib.sporcedu.ru/press/fkvot/1996N2/pll-12.htm свободный.Лубышева, Л, И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. ву­зов/Л. И. Лубышева. — М.: Академия, 2001. — 240 с.

 10.  Лубышева, Л. И. Здоровьеформирующая технология физического воспитания младшихшкольников на основе использования традиционного каратэ [Электронный ресурс] / Л. И. Лу­бышева, А. Н. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. —2006. — № 3. — С. 5—13. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006N3/p5-13.htm свободный.

11.  Лях, В. И. Исследования координационных способностей детей школьного возраста: Дис. ...д-рапед. наук/В. И. Лях. - М, 1990.-514с.

12.  Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культу­ры/Л. П. Матвеев. - М.: ФиС, 1991.-543 с.

13.  Назаренко, Л. Д. Эстетическое содержание различных видов двигательной деятельно­сти [Электронный ресурс]/Л. Д. Назаренко, С. Н. Ключникова//Физическая культура: вос­ питание, образование, тренировка. — 2004. — № 2. — С. 25—26, 39—40. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004N2/p25-26, 39-40.htm свободный.

14.  Озеров, В. П. Психологические основы диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В. П. Озеров. — М., 1993.-38 с.

15.  Попов Г. Г. Биологические подходы к повышению эффективности обучения детей двигательным действиям [Электронный ресурс] / Г. Г. Попов //Физическая культура: вос­питание, образование, тренировка. — 2006. — №  1. —  С. 5—13. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006Nl/p2-4.htm свободный.

16.  Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их реше­нию [Электронныйресурс] /А. А. Горелов, Я. К. Коблев, И. М. Козлов, М. А. Правдов//Физи­ческая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2002. — №4. — С. 5—13. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N4/p50-53.htm свободный.

17.  Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материа­лов / М. М. Семаго, Т. В. Ахутина, Н. Я. Семаго и др.; Под общ. ред. М. М. Семаго. — М., 1999. — 138 с. — (Библиотека психолога-практика).

18.  Саотомэ, Мицуги. Айкидо и гармония в природе / Мицуги Саотомэ; Пер. с англ.  Н. Шпет. - Киев: София, 1998. - 304 с.

19.  Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. — М.: Изд-во АН СССР, 1952.

20.  Стародубцева, И. В. Умственное развитие старших дошкольников в процессе физи­ческого воспитания [Электронный ресурс] / И. В. Стародубцева, Е. А. Короткова // Физи­ческая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. — № 3. — С. 18—22. — Ре­

жим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2005N3/pl8-22.htm свободный. Уэсиба, Kucceмapv. Дух айкидо / Уэсиба Киссёмару; Пер. с англ. С. Никшич. — Киев:  София, 2000. — 128 с.

21.  Уэсиба, Морихей. Будо-учение основателя Айкидо / Морихей Уэсиба; Пер. с англ. И. Савенко. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 224 с.

22.  Формы и средства организации комплексной психологической помощи детям школьно­го возраста / О. А. Матвеева // Образование: исследовано в мире [Электрон, ресурс] // Междуна­ родный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru / Ред. совет: В. П. Борисенков. Б. С. Гершунский, Н. И. Загузов, Н. Д. Никандров, В. А. Поляков, Б. Н. Сизов, Д. И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р. П. Будаков; программист Д. А. Мариенко; Россий­ ская академия образования, ГНПБ им. К. Д. Ушинского; спонсор «Прожект хармони. Инк». —  Электрон, журн. с библиотекой. — М.: OIM.RU, 2000. — Режим доступа: http://www.oim.ru. — Загл./ с экрана. — Номер гос. hегистрации: Эл № 77-4365.

23.  Халоша, Е. В. Принцип биологической целостности: онтологические, методологиче­ские и гносеологические аспекты при становлении социально-культурной природы человека /Е. В. Халоша// VI межуниверс. науч.-метод, конф. «Организация и методика учебного процес­са, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»: Матер, межуниверс. конф. — М., 2000. - Ч. 2. - С. 5-9.

Категория: Периодические издания об Айкидо | Добавил: Helga (22.12.2009)
Просмотров: 1256 | Комментарии: 1 | Теги: психология детей, Здоровье, дети, айкидо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Векман  
С равным успехом в данной статье вместо слова АЙКИДО можно было вставить такие как ТАНЦЫ или любое другое занятие с детьми. Эта статья еще раз подтверждает тезис о том, что те кто занимается обучением детей в группах, которые ОНИ называют Айкидо, по сути не понимают смысла Айкидо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]