Главная | Регистрация | Вход
Алтайская краевая федерация Айкидо
Оглавление
Новые статьи сайта
Айкидо-печать тайны. Концепция Айки. 
В потоке «истинной традиции» 
Интервью со Стефаном Бенедетти 
Новые файлы сайта
Первое БО-ката. Жерар Блэз
Айки-тактика в повседневной жизни /Т. Добсон, В. Миллер.
Искусство японских мастеров меча
Форма входа
Календарь-архив
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интервью с Мичио Хикитсучи

(интервью появилось в №79 журнала "Айкидо сегодня" в декабре 2001 )
 
Хикитсучи-Сенсей
Сенсей, когда Вы встретили О'Сенсея?
Я встретил О'Сенсея примерно через 8 лет после того как он начал обучать в Шингу, на складе. Это было 65 лет назад, когда мне было 14 лет. Кубо Cенсей пригласил О'Сенсея в Шингу из Танабэ, его родного города, и О'сенсей вначале обучал Айкидо на складе Тайхео Саке Бревери в Шингу. Вероятно это было первое место в Японии, где он преподавал Айкидо - самое начало. Я думаю, что моя встреча с О'Сенсеем была предопределена. Еще до того как мы родились Ками понял, что мы должны встретиться и быть друг другу как отец и сын. Хотя я был его учеником, я всегда воспринимал О'Сенсея как своего отца.
 
Вы изучали другие боевые искусства до того как встретили его?
Мой отец умер, когда мне было 2 года, а моя мать, когда мне было 7 лет. Моя бабушка воспитывала меня после смерти родителей. Она изучала нагината. В этом была первооснова моего отношения к Будо и О'Сенсею. Моя бабушка хотела, что бы я стал хорошим человеком, и она предложила мне заняться Дзюдо и Кендо. Я начал изучать Кендо с 9 лет.В тот период О'Сенсей начал посещать Шингу и обучать на складе. Он не обучал Айкидо публично. Не предполагалось демонстрировать его кому угодно. Чтобы стать учеником О'Сенсея нужно было иметь 5 гарантов, которые лично представляли претендента учителю. Далеко не каждый мог изучать Айкидо. Кубо Cенсей взял меня посмотреть Айкидо в первый раз когда мне было 14, и он представил меня О'Сенсею после того как я занял первое место в местном соревновании по боевым искусствам.
 
Какое было Ваше первое впечатление от Айкидо?
Это было невероятно. Казалось никто вообще не использует никакой силы, при том что они легко бросали друг друга. Мистика! Сначала я подумал, что они просто делают что-то о чем заранее договорились. Хотя в то время я интенсивно изучал Дзюдо и Кендо, я осознал, что именно это Будо, в котором поединок выигрывается в самый момент контакта, должно быть настоящим Будо. Я понял, что оно резко отличается от всег того, что я учил раньше, но именно таким я и хотел видеть мое собственное Будо. Будучи ребенком 14 лет, я сразу решил заниматься только Айкидо. Однако, в те дни, никто не учил детей. В то время только взрослым от 25 лет и старше позволялось изучать Айкидо. Но О'Сенсей сказал мне, "Ты родился для Будо. Ты должен учить Айкидо." ( Правда, в то время он называл это "Айки Будо" ). Вот так я стал первым ребенком, изучающим Айкидо.
 
Что Вы почувствовали когда О'Сенсей Вам это сказал?
Я почувствовал огромную благодарность. О'Сенсей взял меня в ученики хотя мне было всего 14. Он сказал мне, что я рожден изучать Будо и что Айкидо есть высшее проявление японского Будо. Я был глубоко тронут.
 
Как выглядел О'Cенсей физически в те дни?
О'сенсей обладал великолепным телом. Он выглядел как японская перегородка старого стиля, больше в ширину чем в высоту. Ему было 53 года, вес примерно 200 фунтов, 5 футов роста и широк в плечах. Его тело состояло из крепких костей и связок, и он был полон энергии. Его взгляд был очень добрым, но в глазах был какой-то пронизывающий свет, как будто они сияли. Это могло выглядеть устрашающе. Когда он неожиданно смотрел на вас, вы застывали, не могли сдвинуться с места. О'Сенсей всегда пристально смотрел на тех кого встречал впервые. Его глаза сверкали, и в тот же момент он уже все знал о человеке. Иногда один его взгляд заставлял меня чувствовать как будто стрела пробила меня насквозь. Его взгляд мог быть очень суровым в один момент и очень мягким и добрым в другой. Я воспринимал его отцом. Он смотрел строго и его тело было сильным, и все же когда я приближался к нему когда он сидел, я думал "вот сидит необыкновенно добрый человек". О'Сенсей был великим воином, Будока с большой буквы. Мне было страшно находиться рядом с ним, но в то же самое время я чувствовал благожелательность в его добром сердце. Он мог нагонять страх, но я тянулся к нему. Другим трудно это понять. Как я сказал, я верю, что наши отношения - учителя к ученику и отца к сыну, - были предопределены. Я не просил О'Сенсея взять меня в ученики. Он сам предложил мне. Это судьба. 33 года прошло после смерти О'Сенсея, но я никогда не чувствовал себя разделенным с ним. Для меня он продолжает существовать и я слышу его голос днем и ночью.
 
То как мы сейчас тренируемся отличается от того как Вы начинали?
Да, мы тренировались по-другому. Иногда я достаю одну из тех старых книг, по которым я привык учиться, книгу под названием "Маки но Учи". Это была первая книга О'сенсея. Когда я начал, мы занимались в соответствии с положениями этой книги. Вы знаете - один бьет, другой принимает и бросает. Вы можете видеть старый стиль в некоторых додзе даже в наши дни..
 
Эта книга, "Маки но Учи", она раздавалась свободно?
Нет. Ее нельзя было получить без разрешения О'Сенсея. У меня эта книга оказалась, когда я дошел до уровня Шодан.
 
Это была секретная книга, которую никогда не показывали посторонним?
Ну, не знаю можно ли назвать это секретом. Это была всего лишь книга, возможно есть люди, способные учиться по книгам. Но на самом деле очень трудно понять о чем там речь, если сам не практикуешь Айкидо. До тех пор пока вы не достигли уровня 1 дана или выше, вы не сможете понять что с этим делать. Я думаю это актуально и сегодня. Нет такого что вы говорите кому-то "вот, делай как показано в книге". Айкидо становится частью тебя - самопознание, приходящее через тренировку духа в отработке техник.
 
Что было более важным на уроках О'Сенсея, объяснения или практика?
То что мы практикуем называется Ваза. Сама Ваза берет силу из "кототама". Невозможно до конца понять Ваза без объяснения ее сути, того что дает ей жизнь. Таким образом, О'сенсей говорил об истоках и внутреннем смысле Ваза и учил как это претворяется в жизнь.
 
Как О'Сенсей проводил занятия?
Сначала мы делали "шинь джи" (разогревающие упражнения для ментального очищения ). Мы начинали с "мисоги", "фурутама", "торифуне", "отакей", "омусуби" и "окороби". Потом мы очищали додзе и начинали отрабатывать техники. У О'Сенсея не было строгого распорядка для Ваза. Это был "камигото" (Божественный промысел ). Но занятия кейко всегда начинались с "шинь джи".После "шинь джи" следовала "сувари ваза", укрепляющая бедра. Потом мы переходили к "тачи ваза". Часто, первой отрабатывалась техника "дай-иккадзе" - то что мы теперь называем "икке". Дальше О'cенсей показывал техники, соответствующие его Ки в тот момент. Не было ничего предопределенного. Каждый раз все происходило по-другому.
 
Какой метод обучения он использовал?
О'Сенсей обычно не учил людей индивидуально, беря их руки и объясняя как двигаться. Он просто показывал технику один раз и предлагал нам симитировать то что он сделал. Все же, время от времени, он давал инструкции один на один. Я знаю что иногда он давал мне индивидуальные уроки.
 
Что Вы чувствовали, когда О'Сенсей обучал Вас персонально?
Я чувствовал, что это больше чем я заслуживаю, я был очень благодарен. Иногда, когда О'Сенсей касался меня, я чувствовал, что моя сила вдруг увеличивается. А иногда, я чувствовал как она куда-то исчезает. Когда я к нему приближался, иногда казалось меня затягивает и моя сила растворяется. В другой раз, я чувствовал мощное давление. Но я всегда чувствовал силу Ками протекающую через него. Обучение было очень суровым. Не было места снисхождению или симпатии. Позднее О'Сенсей изменился, но когда я начинал, он был очень силен и его руки казались огромными. Тренировки с ним могли приводить в трепет. Много раз я думал мне что-нибудь поломают (смеется ).
 
Вы обучались у О'Сенсея с 1927 до начала второй мировой. Как Вы связались с ним после войны?
Я снова встретил О'Сенсея в 1949. Я не видел его 10 лет. К тому времени ему был 71 год, а мне было 30. Он приехал как поломник посетить святые места в Кумано и позвонил мне. Он сказал: "старик приехал, как ты?". Я очень удивился, когда услышал его голос, и был очень рад, что он жив и здоров. Я вскочил на свой мотоцикл и помчался в гостинницу, где он остановился. Он впустил меня, расспрашивал обо всем. Это было настоящее воссоединение после 10 лет разлуки. Мы проговорили всю ночь. "Япония проиграла войну, потому что армия ошибалась" - сказал О'сенсей. "До сих пор Будо было для разрушения, для убийства. Теперь Будо должно давать радость и счастье. Должно быть Будо любви... Оккупационные власти запретили Будо, но генерал МакАртур дал мне разрешение преподавать Айкидо. Он позволил мне открыть доджо. Так что, пожалуйста, присоединяйся. Я буду учить Будо любви. Ты тоже должен открыть доджо. Следуй за мной!". Я немедленно оставил мой бизнес по сделкам с древесиной и открыл додзе здесь в Шингу. В начале он был очень маленький, всего несколько матов.
 
По Вашему О'Сенсей изменился за годы войны?
Безусловно. Его понимание Будо изменилось радикально. И его отношение к людям тоже изменилось. Его грозный взгляд стал более мягким. Отношения стали более близкими. Это можно увидеть на фотографиях, где он уже стар. Его глаза были по-прежнему суровы, но они уже больше не пугали. После войны, О'Сенсей также радикально изменил свое отношение к Ваза. Перед войной, цель техник была убить атакующего. И мы так и тренировались. После войны, он заставлял нас не атаковать противника и даже в мыслях не держать побить его. "Если вы будете так делать" - сказал О'Сенсей, "...это будет тоже самое, что и раньше. Я изменил все." О'Сенсей говорил нам, что мы должны давать оппоненту радость. Для этого мы должны быть способны немедленно почувствовать его Ки. А для этого мы должны обьединиться сами в себе - наши слова, наши тела и наш ум. Мы должны стать едиными со всеми проявлениями вселенной - с Ками и силой природы. Мы должны гармонизировать все три составляющие - слова, тела и ум - с деятельностью вселенной."Если будете так делать, родится настоящее Будо. Будо разрушения других превратится в Будо, предлагающее другим радость и сочувствие."
 
После войны О'Сенсей и обучал по-другому?
Метод обучения был прямо противоположным тому что был раньше. Мы больше не атаковали. Мы смотрели на Ки партнеров так что бы видеть их целиком от макушки до пят. Не только внешнее проявление - мы должны были обрести способность абсорбировать их сознание. Тренироваться стало сложнее. Мы не могли ждать пока партнер начнет атаку. Мы должны были мгновенно ощутить "су ки" (открытость) наших партнеров и их намерение атаковать. Какое место они атакуют? Как будут двигаться? Мы тренировались так, что бы культивировать в себе такую чувствительность. Теперь все техники, которым я обучаю, взяты из послевоенного периода. Они и есть реальная Ваза Айкидо О'Сенсея. Если мы будем смотреть на наших партнеров, они заберут наши сердца. Никогда не смотрите им в глаза. Если смотреть в глаза партнера, его глаза уведут наше сознание. Если смотреть на оружие оппонента, его оружие украдет наше сознание. Нельзя смотреть на партнера. Если мы едины со вселенной, с великой природой, у оппонента нет места для атаки. Когда партнер атакует, мы не должны рассчитывать только на какую-то форму, но на спонтанно возникшую технику. В старые времена, когда оппонент атаковал, мы парировали удар и двигались дальше. После войны все изменилось. В момент когда оппонент замахивался для удара, мы уже меняли позицию - даже если он просто поднимал свою руку. Мы должны были действовать очень быстро. А чтобы делать это хорошо, нужно было стать единым со вселенной и двигаться не раздумывая. Другим аспектом послевоенного Айкидо стал упор О'сенсея на "шинь джи" для ментального очищения в начале каждой тренировки. Он всегда начинал с очищения.
 
Какой самый важный урок Вы получили от О'Сенсея?
Прежде всего я научился от него молиться Ками и Будде. При рождении у нас нет мыслей - младенцы едины с Ками. Но когда мы растем мы учимся многим вещам и мы думаем о многих вещах. В процессе происходит загрязнение. Если мы можем уйти от мыслей и обьединиться с Ками, мы можем вернуться в сознание Ками. Мы называем это "чинкон киши" - успокоить наш дух и вернуться в сердце Ками. Сердце Ками - любовь. Цель обучения Айкидо в том, что бы вернуться в сердце Ками и получить силу Ками. Основывая наши действия на этом фундаменте, мы работаем на мир во всем мире. Бесполезно спорить о современных или старых техниках. Техника это всего лишь техника. Мы не можем понять Айкидо без изучения его духа, без понимания того, как О'Cенсей дал этому жизнь. Путь Айкидо создает искреннего и доброго человека, личность с правдивым сердцем. Ваза - часть Айкидо. Через Ваза мы приходим к пониманию вещей. Но без развития духа, занятия только техниками не приведет к пониманию сути Айкидо ни даже к правильному выполнению самих техник. Просто отработка техник никуда не ведет, не важно как часто вы это делаете.
 
Как О'Сенсей передавал свое учение?
О'Сенсей двигался как Ками. У нас было ощущение, что мы видим настоящего Ками. Соответственно я воспринимал все буквально - старался делать все в точности как он делал. Я не просто учился в обычном понимании этого слова. Служа ему и Ками я участвовал в духовной передаче. Так я воспринимал учение О'Сенсея. Я пытался впитать и осознать то что происходило в настоящий момент как если бы я был отражением О'Сенсея. Это было очень сложно, но это была моя посланная небесами миссия. Мой долг был служить О'Сенсею. Например, когда он вставал чтобы пойти в туалет, я подскакивал и ждал снаружи с полотенцем, чтобы когда он выйдет, я мог бы дать ему полотенце вытереть руки. Когда он шел принимать ванну, я готовил ему чай, пытаясь рассчитать время, чтобы чай был нужной температуры когда он выйдет - не слишком горячим и не слишком холодным. Когда О'Сенсей прогуливался, я шел сзади, готовый ко всему. Это все была часть моей личной тренировки.
Мои мысли были все время с О'Сенсеем. Он знал об этом, но ничего не говорил. Это происходило естественно. Настоящая, искренняя преданность. Не нужно думать "о, ему это понравится, я могу угодить ему." Это не преданность. Искренное служение это служение всем сердцем.
 
Вы проводили время с О'Сенсеем за пределами додзе?
Конечно. Мы разговаривали обо всем. Мы разговаривали даже в бане. О'Сенсей рассказывал истории, а я просто слушал. Он говорил о многих вещах. Всегда когда я был с ним я проявлял максимальное внимание.
 
О'Cенсей когда-нибудь отдыхал?
Разумеется. Вообще-то, он всегда был расслаблен. Но он никогда не сидел со скрещеными ногами, всегда в "сейза". Не занимаясь "кейко" он читал книги и беседовал. Он все время говорил о духовных материях. И книги, которые он читал, иногда очень старые, все были о Ками. Иногда, вечерами он мог послать за горячим саке, хотя в его 70-е он не пил также как в более молодом возрасте. Я помню один чудесный вечер, когда пришел Кубо Cенсей и показывал О'Сенсею и всем остальным фокусы. Кубо Cенсей был мастером в этих делах и О'Сенсей получал большое удовольствие.
 
Когда О'Cенсей бывал в Шингу, как он проводил время?
Он совершал поломничества на Кумано Хонг Триша, великую святыню на водопадах Нахо, и в Хаятама. Однажды он молился на всех трех святых местах Кумано, читал книги и практиковал Айкидо. У О'Cенсея было свое собственное расписание. Однажды, в 2 часа ночи, он поднял меня и позвал тренироваться. Можете представить себе "кейко" в 2 часа ночи? Это был август 1957, ночь когда он передал мне скрытые техники "шочикубаи но кен". У О'Сенсея был боккен из бива и черный боккен, подаренный ему господином Шумей Окава. Он взял черный боккен, и мы вместе тренировались. Это была очень интенсивная тренировка, ничего кроме звуков наших боккенов, звенящих в ночи. В какой-то момент я принял удар О'Cенсея на свой боккен и кончик меча отломился. "Достаточно," сказал О'Cенсей и мы остановились. Когда я искал недостающие 2 дюйма боккена О'Cенсейя, он крикнул, "Это то что ты ищещь?" И вынул обломок из-под своего "кейкоги". Это было невероятно. Как мог кончик боккена оказаться в его "ги". Он как-то поймал его? Что произошло? Кончик боккена откололся когда наши мечи сошлись на полной скорости. Я по-настоящему остолбенел, когда он достал из своего "ги" недостающий кусок.
 
У Вас было много запоминающихся моментов рядом с О'Сенсеем?
Они все были запоминающимися.
 
Чему по-Вашему О'Сенсей пытался научить нас?
Он пытался научить нас избавляться от желания воевать с оппонентом - и заменить это желанием создавать гармонию. Айкидо - это Будо любви. Если мы полны гнева, мы не можем иметь хорошие отношения друг с другом. Наш гнев заражает наших партнеров, а это не должно случаться. Вместо этого, мы должны предлагать счастье и сочувтствие. Если мы делаем это обоюдно, мы создадим гармонию и станем одной семьей. В наши дни люди склонны думать только о самих себе - о своей власти, деньгах и т.д. Нужно это исправить. А если нет, как мы можем создать настоящую семью? О'Cенсей сказал: "Я живу чтобы сделать мир одной семьей".
 
Какие изменения в людях надеялся произвести О'Сенсей?
О'Сенсей хотел видеть людей искренними. Хотя он имел такую цель, он не заставлял людей действовать так или иначе, поскольку понимал, что разные люди думают по-разному. Он никогда не приказывал кому-то что-то делать. Он говорил, что каждый из нас должен сделать себя искренним, что он только показывает нам путь, но идти по нему нам предстоит самим. "Я могу только обьяснить вам то, что Ками открыл мне," часто повторял О'Cенсей. Он также призывал нас иметь чувство благодарности, быть благодарными другим и природе. Без смирения и благодарного сердца мы не можем стать настоящими людьми. Солнце дает нам все. Идет дождь и поля родят рис. Растут фрукты и зерна. Это дары Земли. О'Cенсей был очень искренним человеком. Его слова были очень важны. Он сказал, что цель Айкидо - создать людей искренности и правды. Айкидо - не спорт. У него другие задачи. В Айкидо нет правил. Если Айкидо превратиться в спорт, появятся правила и слишком много внимания будет уделятся формам и победам. Превращение Айкидо в спорт ведет к ошибкам и беспечности. Это не ведет нас к правде. Если мы хотим найти правду, мы должны тренироваться всем сердцем, вкладывать все силы. Обучение Айкидо должно быть как "шинкеншобу" - тренировка с ощущением смертельной опасности, как на краю жизни. Обучение Айкидо должно проводиться с такой аккуратностью и вниманием, как будто малейшая ошибка можем привести к смерти. Даже если мы достойные люди, мы можем стать плохими из-за одной ошибки. Мы должны быть внимательными, чтобы не сделать даже малейшей ошибки.
 
Чувствуете ли Вы тяжелую ответственность за прямую передачу послания О'Сенсея?
Я чувствую ответственность, но это не тяжело. Я должен просто передать миру в точности то, что получил от О'Cенсея. Это моя ответственность. Я должен говорить только то, что О'Cенсей говорил и учить тому что О'Cенсей показывал - ничего другого. Я не должен внедрять мое собственное мнение или искажать каким-либо другим способом прямую передачу пути О'Cенсея. Некоторые создают свои собственные техники, хотя не могут еще сделать то, чему учил О'Cенсей. О'Cенсей мог остановить человека одним пальцем. Немногие пытаются обрести такую же силу, немногие стремятся полностью следовать установкам О'Cенсейя. В этом я отличаюсь от других. Если такая тенденция продолжится, Ваза О'Cенсея закончится на мне. Этого не должно случиться. Я думаю, что я должен сделать все что в моих силах, что бы искренних людей становилось больше. Если нет, Айкидо О'Cенсея закончится. Это то, что меня беспокоит. Вот почему я езжу по всему свету обучая Айкидо. Естественно, когда я выезжаю за пределы Японии, я провожу семинары. Но там можно дать только внешние стороны Айкидо. Люди могут получить общее понимание, но лишь немногие могут обучаться также интенсивно как это делал я находясь в услужении у О'Cенсея. Моя обязанность донести дух Айкидо и уроки О'Cенсея до как можно большего количества людей. Когда я получил из рук О'Cенсей степень "джудан" (10 дан), я принял от него эстафету. Я смогу умереть спокойно только когда смогу донести учение О'Cенсея всем людям планеты. Моя тренировка начинается сейчас. Хотя я тренировался 65 лет, моя настоящая тренировка начинается сейчас.
 
Вы получаете сообщения от изучающих Айкидо?
Я бы хотел пригласить всех к себе. К сожалению, я слишком стар, чтобы путешествовать по миру. Поэтому я хочу, что бы люди из многих стран приезжали в мой доджо в Шингу, чтобы я мог побеседовать с ними, и чтобы они могли изучать настоящее Айкидо.
 
Хотите пожелать что-то учителям Айкидо?
Я бы хотел, что бы все инструкторы Айкидо мысленно обращались к О'Cенсею перед "кейко" - не только для того чтобы поставить его портрет и поклониться, сказать "онигаишимасю" и "аригато гозаимасю". Очень важно выразить благодарность в своих действиях. Это поможет им понять наставления О'Cенсея. Форма сама по себе не будет работать, благодарность должна исходить из чистого сердца. Я бы попросил всех инструкторов очень постараться обьединить их сознание и тела, обьединиться с природой, и тренироваться так, чтобы создавать великую гармонию.
 
Заключительное слово?
О'Сенсей учил, что тот кто имеет благородное сердце может давать любовь. Из любви рождается гармония - а гармония порождает счастье. Счастье и радость - великие сокровища. Это сокровище не золото или бриллианты. Это духовное. Важнее всего для мира стать одной семьей. Не имеет значения сильные техники или слабые. Айкидо учит, что с любящими сердцами мы можем сделать всех одной семьей. В этом цель Айкидо. Я познал напрямую от О'Cенсея, что дух созидательного мира приходит прежде чем Ваза. Без этого духа наше Айкидо не будет прогрессировать..
 
Rambler's Top100 Goon Каталог сайтов